Ресурсный центр по экологии и энергосбережению

Цели и задачи районного ресурсного центра экологии и энергосбережения

развернуть

Цели и задачи районного ресурсного центра

экологии и энергосбережения

 

Цель: распространение перспективного педагогического опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования

Задачи:

  • повышение потенциала системы образования за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов;
  • информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса по реализуемому содержательному направлению;
  • ведение научно-исследовательской, инновационной, проектной деятельности;
  • выявление образовательных потребностей педагогических и руководящих работников учреждений образования;
  • консультирование педагогических и руководящих работников учреждений образования, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам образования;
  • организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы новейших достижений в области образования, оперативному овладению перспективным педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания, навыками управления;
  • распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы по реализуемым содержательным направлениям через создание и сопровождение веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности;
  • эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;
  • оказание содействия управлениям, отделам образования в реализации приоритетных направлений развития образования региона;
  • организация сетевого взаимодействия по соответствующим направлениям развития образования.

 

 

 

Основные направления деятельности:

Информационно-аналитическая:

  • информационная поддержка и организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы педагогических, программно-методических ресурсов по выбранной теме;
  • анализ и систематизация  методических разработок;
  • предоставление имеющихся  педагогических, программно-методических ресурсов для подготовки и проведения семинаров, организации методических консультаций, практикумов, открытых занятий, и т.д.;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по направлению деятельности.

Организационно-методическая работа:

  • подготовка и проведение семинаров, практикумов,  мастер-классов и т.д.;
  • участие в реализации районных, областных, республиканских и международных педагогических проектах и др.;
  • организация методических консультаций;
  • формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы, фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения образовательной  работы;
  • создание  мультимедиа-альбомов и презентаций, фотоматериалов;
  • взаимодействие с другими ресурсными центрами, государственными учреждениями образования.

Учебно-методическая работа:

  • разработка содержания, организация и методическое сопровождение работы;
  • разработка организация и осуществление проектной деятельности по  направлению деятельности;
  • подготовка методических рекомендаций по направлению деятельности;
  • методическое сопровождение работы по самообразованию;
  • формирование банка педагогических и методических материалов.

Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.

Ресурсный центр открывается приказом отдела образования, спорта и туризма на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.

 В учреждении образования, на базе которого расположен Ресурсный центр, должна быть следующая документация:

- Положение о Ресурсном центре;

- план работы;

- отчеты о проделанной работе;

- приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра, о регламенте работы Ресурсного центра;

- протоколы заседаний Ресурсного центра, рассматривающих организацию и содержание работы Ресурсного центра.

Положение о Ресурсном центре составляется на основе районного Положения, принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.

Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Ресурсного центра, вправе вносить управлению, отделу образования предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц. По запросу управления, отдела образования или УМК Ресурсный центр предоставляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.

Центр ежегодно отчитывается о проделанной работе. Деятельность Центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам. Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ отдела образования, спорта и туризма Витебского райисполкома.

 Структура, руководство

Структуру Центра определяет учреждение образования самостоятельно.

При Центре могут действовать районные методические объединения педагогических работников по тем темам, которые курирует Центр, творческие коллективы по различным направлениям работы.

Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого Центр функционирует.

К работе Центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

 Направления работы

Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.

Что получают в результате деятельности РЦ взаимодействующие стороны?

- обучающийся - сформированность рефлексирующей позиции к себе и миру, становление самостоятельной активной индивидуальной личности, креативность, социализацию;

- педагог - отказ от роли информатора, переход к роли организатора познавательной деятельности воспитанника, налаживание отношений «субъект-субъект» с воспитанником, реализация своего инновационного потенциала, наращивание личного педагогического ресурса;

- администрация - переход к проектно-рефлексивной модели управления на основе компетентностного подхода, организация условий для личностного роста педагога;

- семья - возможность активного участия в жизни коллектива,   в детско-взрослых  проектах,  других  общих делах;

- социум - влияет на нас, но мы берем на себя смелость сказать, что своими идеями, деятельностью, укладом и мы влияем на социум.

 

свернуть

Информация о работе ресурсного центра  по экологии и энергосбережению

развернуть

Государственное учреждение образования

«Узденская средняя школа № 2 имени К.К.Крапивы»

 

Информация о работе ресурсного центра

 по экологии и энергосбережению

 

  1. Имеются в наличии нормативные правовые документы, регламентирующие организацию деятельности ресурсного центра
  2. Имеются локальные правовые акты, регламентирующие деятельность ресурсного центра:

приказ     начальника управления    по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома от   08.08.2023 №322;

приказ директора Узденской средней школы № 2 имени К.К.Крапивы от 30.08.2023 №302;

Положение о порядке создания и функционирования ресурсного центра, утверждено 18.01.2023 №39;

Положение о ресурсном центре системы образования Узденского района, утверждено 06.11.2014 №805;

Положение о ресурсном центре по экологии и энергосбережению, утверждено 31.08.2022;

перспективный план работы ресурсного центра на 2022-2025 г.г.;

план работы ресурсного центра на 2023/2024 учебный год.

Анализ работы ресурсного центра за 2022/2023 учебный год.

  1. Создан банк данных проектных, исследовательских заданий и соответствующих методических разработок по учебным предметам «Человек и мир», «Химия», «Биология», «География», «Физика» для учащихся 5-11 классов, осуществляющих подготовку к научно-практическим конференциям.
  2. Имеются в наличии и систематизированы дидактические и методические материалы, разработанные педагогами школы, направленные на формирование экологической и энергосберегающей компетентности учащихся.
  3. Деятельность ресурсного цента отражена на сайте учреждения образования: http://www.sch2-uzda.by/index.php/resursnyj-tsentr-po-energosberezheniyu

         Имеется возможность осуществления обратной связи.

  1. Персональные блоги и сайты не ведутся.
  2. Учитель географии Карачун Е.А. и учитель биологии Бересневич А.И. проводили занятия на учебных сборах по географии и биологии для учащихся 8 классов на базе Узденской санаторной школы-интернат.
  3. В рамках работы ресурсного центра предусмотрено оказание коррекционной психологической помощи и социально-педагогической поддержки субъектам образовательного процесса.
  4. На базе ресурсного центра проводятся районные научно-исследовательские конференции, экологические акции, диалоговые площадки, интерактивные игры, фотовыставки, конкурсы рисунков и плакаты, направленные на пропаганду экологии и энергосбережения среди педагогов и учащихся, реализуется педагогический проект «Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством краеведческой и экскурсионной деятельности».
  5. Оказание методической поддержки педагогам района осуществляется через презентацию опыта работы творческие мастер-классы, семинары. Методическая поддержка выстраивается на принципах дифференциации, непрерывности, адресности. Совершенствуется система методической работы с педагогическими работниками учреждения образования в соответствии с направлениями стратегии устойчивого развития. В работу УМО классных руководителей, УМО учителей-предметников включены вопросы по формированию у учащихся экономного и бережного отношения к использованию природных ресурсов.
  6. На базе ресурсного центра организована исследовательская деятельность учащихся. Работы учащихся представляются на районном конкурсе исследовательских работ.
  7. На базе ресурсного центра действует объединение по интересам «Экология и ресурсосбережение», среди мероприятий которого: проведение Недели экономии и бережливости, обучение правилам поведения при организации отдыха в лесу, определение природоресурсного потенциала Узденского района, подготовка и проведение интерактивных игр, проведение дней информирования, конкурса рисунков, плакатов, коллажей по проблеме энерго- и ресурсосбережения, участие в лесопосадках, экологических акциях «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Чистый город», «Кто, если не мы!», «За чистоту школьного двора», «Покормите птиц зимой». Организованы и проведены учебные экскурсии «Описание естественной экосистемы или агроэкосистемы своей местности», «Живые организмы весной», «Многообразие растений». Организация экскурсий и походов по историко-культурным объектам и экологическим местам в шестой школьный день. Оформление результатов работы в виде экскурсионных маршрутов и туристических буклетов.

На базе ресурсного центра была подготовлена и проведена выставка собак «Дог-шоу».

  1. Опыт работы педагогов по организации деятельности с высокомотивированными учащимися рассматривался на учебно-методических объединениях учителей естественных наук. Создан банк педагогического опыта.
  2. Опыт работы учителя географии Карачун Е.А. по организации деятельности работы по экологии и энергосбережению представлен на школьном сайте. Также результаты проекта размещены на сайте школы. Материалы были представлены на стендовых презентациях в рамках «Педагогического марафона».
  3. В деятельности ресурсного центра задействовано 78% педагогов и 62% учащихся.
  4. Отмечена удовлетворённость участников экологических акций и мероприятий экологической направленности результатами своей деятельности.
  5. Образовательные услуги на платной основе не оказываются.
  6. Руководитель ресурсного центра:

Карачун Елена Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории. Стаж работы – 35 лет. Повышение квалификации в МОИРО 2024 год.

  1. Система стимулирования предусмотрена в Коллективном договоре учреждений образования.
  2. К работе в ресурсном центре привлекаются педагогические работники районного Дома творчества детей и учащихся, представители Узденского лесничества и районного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  3. Характеристика материально-технического обеспечения ресурсного центра: выделен специализированный кабинет, имеются в наличии персональный компьютер, мультиборд, доступ в интернет через wi-fi, сканер, принтер.

 

 

Заместитель директора по учебной работе                               Е.А. Бартош

свернуть

План работы районного ресурсного центра экологии и энергосбережения государственного учреждения образования «Узденская средняя школа № 2 имени К.К. Крапивы»  на 2024/2025 учебный год

развернуть

План работы районного ресурсного центра экологии и энергосбережения

государственного учреждения образования

«Узденская средняя школа № 2 имени К.К. Крапивы» 

на 2024/2025 учебный год

 

 

№ п/п

Название мероприятия

Дата, время, место проведения

Форма проведения

Предполагаемая категория слушателей

Предполагаемый результат

Предлагаемые методические продукты, ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Завершение оснащения Ресурсного центра по энергосбережению необходимыми наглядными пособиями, методическими разработками

июнь 2025 г.

 

Администрация

Оснащение ресурсного центра

2.

Размещение на информационных стендах, интернет-сайте учреждения образования учебно-наглядной информации по вопросам бережного использования ресурсов

Постоянно

 

Руководитель Ресурсного центра

Повышение уровня осведомленности участников открытого школьного сообщества в вопросах энергосбережения

3.

Включение в работу УМО классных руководителей, УМО учителей-предметников вопросов по формированию у учащихся экономного и бережного отношения к использованию  природных ресурсов

Сентябрь, 2024

Заседания МО

Педагоги УО, классные руководители

Методическая помощь учителям-предметникам и классным руководителям в организации работы по формированию у учащихся культуры энергосбережения

4.

Разработка, оформление, выпуск и распространение информационных материалов (листовок, буклетов, брошюр)

В течение года

Издательская и просветительская деятельность

Педагоги УО, классные руководители

Пополнение базы агитационных материалов

5.

Проведение факультативных занятий по вопросам экономии и бережливости, рачительности и хозяйственности

 «Энергия и окружающая среда»

 

В течение года

Факультативное занятие

 

Учащиеся 2-4 классов

Формирование у учащихся экономного и бережного отношения к использованию  природных ресурсов

6.

Создание видеороликов, видеоклипов, интерактивных тестов, игр и мультимедийных презентаций по проблеме энерго- и ресурсосбережения.

Апрель, 2025

 

Педагоги и учащиеся УО, руководитель Ресурсного центра

Создание единого информационного пространства в области энергосбережения

7.

Разработка рекомендаций и проведение работы по информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов, энергосбережению среди учащихся.

Постоянно

 

Руководитель Ресурсного центра

Привлечение внимания учащихся, родителей, представителей социума к вопросам рачительного использования энергоресурсов

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.

Проведение недели экономии и бережливости с включением информационных и воспитательных мероприятий, организация и проведение социально значимых акций, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры энергосбережения среди учащихся и представителей социума

Ноябрь-декабрь, 2024

Тематическая неделя

Учащиеся 1-11 классов, педагоги УО

Формирование компетенций учащихся и представителей местного сообщества, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры быта

2.

Проведение классного родительского лектория «Учимся и учим экономить – воспитываем рачительных хозяев»

Март, 2025

классный родительский лекторий

Родители учащихся 1-11 классов

Формирование компетенций родителей, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры быта

3.

Участие в культурно-экологической

 акции «День Земли»

Апрель, 2025

Тематическая неделя

Учащиеся, педагоги

и родители

Формирование экологической грамотности

4.

Участие в акциях «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Собери пластиковые бутылки», «Кто, если не мы!»

Постоянно

Акции

Учащиеся, педагоги и родители

Формирование бережного отношения к природным ресурсам

5.

 Участие  в международных днях и акциях: Международный день энергосбережения,  Фестиваль идей энергосбережения, Всемирный день без автомобиля, День без покупок, Мы чистим мир

Постоянно

Акции

Представители местного сообщества

Привлечение внимания населения к экологическим проблемам, формирование экологической культуры

6.

Проведение дней информирования по проблеме энерго- и ресурсосбережени.

1 раз в четверть

День информирования

Представители местного сообщества

Формирование экологической культуры у местного населения

7.

Организация и проведение экскурсий на предприятия, изучение источников электро- и теплоснабжения г. Узда и Минской области

1 раз в четверть

Экскурсии, поездки

Педагоги и учащиеся УО

 Посещение учащимися и педагогами объектов возобновляемых источников энергии и предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии и оборудование

8.

Участие в конкурсах «Энергомарафон-2024» и «Энергия и среда обитания»

Ноябрь - декабрь 2024

конкурс

Педагоги и учащиеся УО

Оформленные материалы участия в конкурсах «Энергомарафон – 2024»

и «Энергия и среда обитания»

9.

Проведение конкурса рисунков, плакатов, коллажей по проблеме энерго- и ресурсосбережения

Декабрь 2024

Конкурс

Педагоги и учащиеся УО

Повышение мотивации учащихся к энергосберегающей деятельности

10.

Проведение деловых игр для старшеклассников на тему экономии, энерго- и ресурсосбережения (с приглашением специалистов).

Ноябрь 2024,

март 2025

Деловая игра

Руководитель Ресурсного центра, классные руководители

Повышение мотивации учащихся к энергосберегающей деятельности

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.

Освещение деятельности Ресурсного центра на сайте учреждения образования, ведение блога

постоянно

Размещение материалов в сети Интернет

Все заинтересованные пользователи

Трансляция и обмен опытом работы

ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

1.

Обмен опытом на семинарах, конференциях, заседаниях круглого стола

По плану проведения мероприятий

Выступления членов педагогического коллектива

Все заинтересованные участники мероприятий

Трансляция и обмен опытом работы

2.

Публикации в газетах, учебно-методических и публицистических журналах 

   

Учащиеся и педагоги

Формирование экологической культуры

 

 

 

Руководитель районного ресурсного центра                                           Е.А.Карачун

экологии и энергосбережения                               

                                   

 

свернуть

Школа устойчивого развития XXI века

развернуть

platforma

Предлагаемая платформа является наглядным примером комплексного подхода в решении проблемы энергосбережения. Устойчивое развитие учреждения рассматривается как взаимосвязь экономического, экологического и социального компонентов. Устойчивое развитие – это путь расширения рамок нашего виденья на инновационное развитие школы будущего.

knopka-skachat-1

свернуть

Описание электронной платформы

развернуть

Ещё в 1987 году комиссия ООН по окружающей среде и развитию рассмотрела концепцию «Наше общее будущее», в которой была предложена программа устойчивого развития. Будущее понимается как развитие, при котором удовлетворение потребностей текущих поколений не ущемляет возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. При таком развитии должны одновременно учитываться экологические, экономические и социальные интересы общества. Главной проблемой современной цивилизации являются вопросы инновационной энергетики и радикального снижения использования не возобновляемых природных ресурсов. В настоящее время активно формируется новое экологическое мышление, направленное на развитие ответственности каждой отдельной личности за экологическое здоровье нашей планеты.

ГУО «Узденская средняя школа № 2 имени К.Крапивы» является ресурсным центром Минской области по вопросам энергосбережения. Ведётся системная целенаправленная работа с педагогами, учащимися и их родителями по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения.

С целью создания единого информационного пространства, информирования всех заинтересованных субъектов образовательного процесса, трансляции накопленного опыта педагогов школы и оказания методической помощи в организации системной работы по вопросам энерго и ресурсосбережения в учреждении образования создана электронная платформа «Школа устойчивого развития XXI века»

Предлагаемая платформа является наглядным примером комплексного подхода в решении проблемы энергосбережения. Устойчивое развитие учреждения рассматривается как взаимосвязь экономического, экологического и социального компонентов. Устойчивое развитие – это путь расширения рамок нашего виденья на инновационное развитие школы будущего.

Энергосбережение – это не только сэкономленные деньги, но и забота о тех, кому предстоит жить после нас на Земле. Воспитание человека, умеющего экономить, способного жить в гармонии с природой – важнейшая задача школы. Представленная система организации образовательного процесса в учреждении образования способствует формированию практических навыков культуры ресурсо- и энергосбережения школьников.

свернуть

Основные разделы

развернуть

Проект модернизации типовых зданий школ

2023-02-28_13-08-42

Проект модернизации типовых зданий школ 70-80-х годов постройки, позволяет преобразовать учреждение образования в школу устойчивого развития, эффективного и рационального использования различных видов энергии.

 


 

Современные энергоэффективные,энерго- и ресурсосберегающие технологии

2023-02-28_13-09-08

  • Беседка, оборудованная электрическим инфракрасным длинноволновым потолочным обогревателем.
  • Автономная котельная на местных видах топлива.
  • Солнечная батарея.
  • Солнечный плоский и вакуумный коллектор.
  • Установка по охлаждению естественным холодом.
  • Ветроустановка.
  • Уличные фонари на солнечных батареях.

 

Вторичные ресурсы

2023-02-28_13-09-50

На сегодняшний день удельный вес извлечения вторичных материальных ресурсов в общем по стране составляет лишь около 15%, остальные отходы утилизируются. Данный раздел посвящён проблеме управления отходами.

 


Работа с учащимися

2023-02-28_13-17-49

В разделе представлены презентации исследовательских работ учащихся по вопросам энергосбережения, специальный выпуск школьной газеты «ШОК» (Школьный Обозревательный Календарь), сценарные разработки агитбригад для учащихся младших и средних классов с видео приложением, сценарии классных часов и внеклассных мероприятий.

 


 

Организация работы с родителями

2023-02-28_13-18-50

В разделе представлены формы просветительской работы с родителями, тематика и сценарии родительских собраний по вопросам энергосбережения.

 

 


 

Организация работы с педагогами

2023-02-28_13-19-13

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования в области энергосбережения и практического изучения вопросов, являющихся актуальными в работе педагогов в учреждении образования налажена системная работа, включающая в себя: обучающие семинары, мастер-классы, педагогические чтения, педагогические советы. В разделе представлены тематические разработки по этим направлениям.

свернуть

Наши достижения

развернуть

Ученические исследовательские и инновационные проекты в области энерго- и ресурсосбережения были представлены  на  международных, республиканских и областных конкурсах. Результатами стали следующие достижения педагогов и учащихся школы:

  • Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси» - диплом и сертификат участника
  • Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ школьников и педагогических работников образовательных учреждений «Призма» - диплом победителя в номинации «Новатор»
  • Областной конкурс «Энергомарафон - 2013» - в номинации «Лучший практический центр» - диплом 2-й степени
  • Областной конкурс «Энергомарафон - 2013» в номинации «Лучший макет» – диплом 1 степени
свернуть
поделиться в: