Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома
Государственное учреждение образования
Узденская средняя школа № 2 имени К.К.Крапивы
Цели и задачи районного ресурсного центра
экологии и энергосбережения
Цель: распространение перспективного педагогического опыта, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования
Задачи:
Основные направления деятельности:
Информационно-аналитическая:
Организационно-методическая работа:
Учебно-методическая работа:
Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.
Ресурсный центр открывается приказом отдела образования, спорта и туризма на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.
В учреждении образования, на базе которого расположен Ресурсный центр, должна быть следующая документация:
- Положение о Ресурсном центре;
- план работы;
- отчеты о проделанной работе;
- приказы об открытии Ресурсного центра, об ответственных за работу Ресурсного центра, о регламенте работы Ресурсного центра;
- протоколы заседаний Ресурсного центра, рассматривающих организацию и содержание работы Ресурсного центра.
Положение о Ресурсном центре составляется на основе районного Положения, принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.
Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Ресурсного центра, вправе вносить управлению, отделу образования предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц. По запросу управления, отдела образования или УМК Ресурсный центр предоставляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района, области.
Центр ежегодно отчитывается о проделанной работе. Деятельность Центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя научно-методических функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам. Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ отдела образования, спорта и туризма Витебского райисполкома.
Структура, руководство
Структуру Центра определяет учреждение образования самостоятельно.
При Центре могут действовать районные методические объединения педагогических работников по тем темам, которые курирует Центр, творческие коллективы по различным направлениям работы.
Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого Центр функционирует.
К работе Центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.
Направления работы
Направления работы Центра определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.
Что получают в результате деятельности РЦ взаимодействующие стороны?
- обучающийся - сформированность рефлексирующей позиции к себе и миру, становление самостоятельной активной индивидуальной личности, креативность, социализацию;
- педагог - отказ от роли информатора, переход к роли организатора познавательной деятельности воспитанника, налаживание отношений «субъект-субъект» с воспитанником, реализация своего инновационного потенциала, наращивание личного педагогического ресурса;
- администрация - переход к проектно-рефлексивной модели управления на основе компетентностного подхода, организация условий для личностного роста педагога;
- семья - возможность активного участия в жизни коллектива, в детско-взрослых проектах, других общих делах;
- социум - влияет на нас, но мы берем на себя смелость сказать, что своими идеями, деятельностью, укладом и мы влияем на социум.
свернуть
Государственное учреждение образования
«Узденская средняя школа № 2 имени К.К.Крапивы»
Информация о работе ресурсного центра
по экологии и энергосбережению
приказ начальника управления по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома от 08.08.2023 №322;
приказ директора Узденской средней школы № 2 имени К.К.Крапивы от 30.08.2023 №302;
Положение о порядке создания и функционирования ресурсного центра, утверждено 18.01.2023 №39;
Положение о ресурсном центре системы образования Узденского района, утверждено 06.11.2014 №805;
Положение о ресурсном центре по экологии и энергосбережению, утверждено 31.08.2022;
перспективный план работы ресурсного центра на 2022-2025 г.г.;
план работы ресурсного центра на 2023/2024 учебный год.
Анализ работы ресурсного центра за 2022/2023 учебный год.
Имеется возможность осуществления обратной связи.
На базе ресурсного центра была подготовлена и проведена выставка собак «Дог-шоу».
Карачун Елена Александровна, учитель географии высшей квалификационной категории. Стаж работы – 35 лет. Повышение квалификации в МОИРО 2024 год.
Заместитель директора по учебной работе Е.А. Бартош
свернутьПлан работы районного ресурсного центра экологии и энергосбережения
государственного учреждения образования
«Узденская средняя школа № 2 имени К.К. Крапивы»
на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата, время, место проведения |
Форма проведения |
Предполагаемая категория слушателей |
Предполагаемый результат Предлагаемые методические продукты, ресурсы |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
|||||
1. |
Завершение оснащения Ресурсного центра по энергосбережению необходимыми наглядными пособиями, методическими разработками |
июнь 2025 г. |
Администрация |
Оснащение ресурсного центра |
|
2. |
Размещение на информационных стендах, интернет-сайте учреждения образования учебно-наглядной информации по вопросам бережного использования ресурсов |
Постоянно |
Руководитель Ресурсного центра |
Повышение уровня осведомленности участников открытого школьного сообщества в вопросах энергосбережения |
|
3. |
Включение в работу УМО классных руководителей, УМО учителей-предметников вопросов по формированию у учащихся экономного и бережного отношения к использованию природных ресурсов |
Сентябрь, 2024 |
Заседания МО |
Педагоги УО, классные руководители |
Методическая помощь учителям-предметникам и классным руководителям в организации работы по формированию у учащихся культуры энергосбережения |
4. |
Разработка, оформление, выпуск и распространение информационных материалов (листовок, буклетов, брошюр) |
В течение года |
Издательская и просветительская деятельность |
Педагоги УО, классные руководители |
Пополнение базы агитационных материалов |
5. |
Проведение факультативных занятий по вопросам экономии и бережливости, рачительности и хозяйственности «Энергия и окружающая среда»
|
В течение года |
Факультативное занятие
|
Учащиеся 2-4 классов |
Формирование у учащихся экономного и бережного отношения к использованию природных ресурсов |
6. |
Создание видеороликов, видеоклипов, интерактивных тестов, игр и мультимедийных презентаций по проблеме энерго- и ресурсосбережения. |
Апрель, 2025 |
Педагоги и учащиеся УО, руководитель Ресурсного центра |
Создание единого информационного пространства в области энергосбережения |
|
7. |
Разработка рекомендаций и проведение работы по информированию и пропаганде раздельного сбора бытовых отходов, энергосбережению среди учащихся. |
Постоянно |
Руководитель Ресурсного центра |
Привлечение внимания учащихся, родителей, представителей социума к вопросам рачительного использования энергоресурсов |
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
|||||
1. |
Проведение недели экономии и бережливости с включением информационных и воспитательных мероприятий, организация и проведение социально значимых акций, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры энергосбережения среди учащихся и представителей социума |
Ноябрь-декабрь, 2024 |
Тематическая неделя |
Учащиеся 1-11 классов, педагоги УО |
Формирование компетенций учащихся и представителей местного сообщества, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры быта |
2. |
Проведение классного родительского лектория «Учимся и учим экономить – воспитываем рачительных хозяев» |
Март, 2025 |
классный родительский лекторий |
Родители учащихся 1-11 классов |
Формирование компетенций родителей, направленных на экономное использование ресурсов и повышение культуры быта |
3. |
Участие в культурно-экологической акции «День Земли» |
Апрель, 2025 |
Тематическая неделя |
Учащиеся, педагоги и родители |
Формирование экологической грамотности |
4. |
Участие в акциях «Сохрани дерево – сдай макулатуру», «Собери пластиковые бутылки», «Кто, если не мы!» |
Постоянно |
Акции |
Учащиеся, педагоги и родители |
Формирование бережного отношения к природным ресурсам |
5. |
Участие в международных днях и акциях: Международный день энергосбережения, Фестиваль идей энергосбережения, Всемирный день без автомобиля, День без покупок, Мы чистим мир |
Постоянно |
Акции |
Представители местного сообщества |
Привлечение внимания населения к экологическим проблемам, формирование экологической культуры |
6. |
Проведение дней информирования по проблеме энерго- и ресурсосбережени. |
1 раз в четверть |
День информирования |
Представители местного сообщества |
Формирование экологической культуры у местного населения |
7. |
Организация и проведение экскурсий на предприятия, изучение источников электро- и теплоснабжения г. Узда и Минской области |
1 раз в четверть |
Экскурсии, поездки |
Педагоги и учащиеся УО |
Посещение учащимися и педагогами объектов возобновляемых источников энергии и предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии и оборудование |
8. |
Участие в конкурсах «Энергомарафон-2024» и «Энергия и среда обитания» |
Ноябрь - декабрь 2024 |
конкурс |
Педагоги и учащиеся УО |
Оформленные материалы участия в конкурсах «Энергомарафон – 2024» и «Энергия и среда обитания» |
9. |
Проведение конкурса рисунков, плакатов, коллажей по проблеме энерго- и ресурсосбережения |
Декабрь 2024 |
Конкурс |
Педагоги и учащиеся УО |
Повышение мотивации учащихся к энергосберегающей деятельности |
10. |
Проведение деловых игр для старшеклассников на тему экономии, энерго- и ресурсосбережения (с приглашением специалистов). |
Ноябрь 2024, март 2025 |
Деловая игра |
Руководитель Ресурсного центра, классные руководители |
Повышение мотивации учащихся к энергосберегающей деятельности |
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
|||||
1. |
Освещение деятельности Ресурсного центра на сайте учреждения образования, ведение блога |
постоянно |
Размещение материалов в сети Интернет |
Все заинтересованные пользователи |
Трансляция и обмен опытом работы |
ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ |
|||||
1. |
Обмен опытом на семинарах, конференциях, заседаниях круглого стола |
По плану проведения мероприятий |
Выступления членов педагогического коллектива |
Все заинтересованные участники мероприятий |
Трансляция и обмен опытом работы |
2. |
Публикации в газетах, учебно-методических и публицистических журналах |
Учащиеся и педагоги |
Формирование экологической культуры |
Руководитель районного ресурсного центра Е.А.Карачун
экологии и энергосбережения
свернуть
Предлагаемая платформа является наглядным примером комплексного подхода в решении проблемы энергосбережения. Устойчивое развитие учреждения рассматривается как взаимосвязь экономического, экологического и социального компонентов. Устойчивое развитие – это путь расширения рамок нашего виденья на инновационное развитие школы будущего.
свернутьЕщё в 1987 году комиссия ООН по окружающей среде и развитию рассмотрела концепцию «Наше общее будущее», в которой была предложена программа устойчивого развития. Будущее понимается как развитие, при котором удовлетворение потребностей текущих поколений не ущемляет возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. При таком развитии должны одновременно учитываться экологические, экономические и социальные интересы общества. Главной проблемой современной цивилизации являются вопросы инновационной энергетики и радикального снижения использования не возобновляемых природных ресурсов. В настоящее время активно формируется новое экологическое мышление, направленное на развитие ответственности каждой отдельной личности за экологическое здоровье нашей планеты.
ГУО «Узденская средняя школа № 2 имени К.Крапивы» является ресурсным центром Минской области по вопросам энергосбережения. Ведётся системная целенаправленная работа с педагогами, учащимися и их родителями по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения.
С целью создания единого информационного пространства, информирования всех заинтересованных субъектов образовательного процесса, трансляции накопленного опыта педагогов школы и оказания методической помощи в организации системной работы по вопросам энерго и ресурсосбережения в учреждении образования создана электронная платформа «Школа устойчивого развития XXI века»
Предлагаемая платформа является наглядным примером комплексного подхода в решении проблемы энергосбережения. Устойчивое развитие учреждения рассматривается как взаимосвязь экономического, экологического и социального компонентов. Устойчивое развитие – это путь расширения рамок нашего виденья на инновационное развитие школы будущего.
Энергосбережение – это не только сэкономленные деньги, но и забота о тех, кому предстоит жить после нас на Земле. Воспитание человека, умеющего экономить, способного жить в гармонии с природой – важнейшая задача школы. Представленная система организации образовательного процесса в учреждении образования способствует формированию практических навыков культуры ресурсо- и энергосбережения школьников.
свернутьПроект модернизации типовых зданий школ 70-80-х годов постройки, позволяет преобразовать учреждение образования в школу устойчивого развития, эффективного и рационального использования различных видов энергии.
На сегодняшний день удельный вес извлечения вторичных материальных ресурсов в общем по стране составляет лишь около 15%, остальные отходы утилизируются. Данный раздел посвящён проблеме управления отходами.
В разделе представлены презентации исследовательских работ учащихся по вопросам энергосбережения, специальный выпуск школьной газеты «ШОК» (Школьный Обозревательный Календарь), сценарные разработки агитбригад для учащихся младших и средних классов с видео приложением, сценарии классных часов и внеклассных мероприятий.
В разделе представлены формы просветительской работы с родителями, тематика и сценарии родительских собраний по вопросам энергосбережения.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования в области энергосбережения и практического изучения вопросов, являющихся актуальными в работе педагогов в учреждении образования налажена системная работа, включающая в себя: обучающие семинары, мастер-классы, педагогические чтения, педагогические советы. В разделе представлены тематические разработки по этим направлениям.
свернутьУченические исследовательские и инновационные проекты в области энерго- и ресурсосбережения были представлены на международных, республиканских и областных конкурсах. Результатами стали следующие достижения педагогов и учащихся школы: